История христианства. Католицизм

5 Май
2016

Продолжение статьи «История христианства. Первые христиане».

Эта вторая статья о христианстве поведает об истории церкви, которая называет себя католической.

Управление находится в Ватикане в Риме — независимом суверенном государстве, влияние которого распространено на весь мир. На Рим ориентируются более миллиарда католиков. Это больше половины всех христиан на планете.

Но необходимо отметить серьезный парадокс. Как смогла маленькая иудейская секта, появившаяся в Палестине в первом веке нашей эры, проповедовавшая смирение и стремление к бедности, стать авторитетной религией Западной Европы, могущественной, богатой и предполагающей непререкаемое послушание от верующих?

Это история того, чего можно достичь, имея высокопоставленных друзей.

Город Рим является центром западной латинской церкви, а Папа Римский — духовным главой этой церкви и римским епископом. И это очень странно, когда вы думаете об этом, потому что Рим — центр империи, которая убила Христа. И империя продолжала убивать членов церкви в течение еще 300 лет. Так что же произошло, что дало Риму христианскую судьбу?

 

Апостолы Павел и Петр

Не удивительно, что центром сосредоточия вновь образованной церкви стал Иерусалим. Это место, где был распят Иисус. Однако в 70-ом году н.э. Рим был разрушен. Постепенно христианство распространилось на юг и восток.

Но один из миссионеров, Апостол Павел, смотрел в ином направлении — в сторону Малой Азии, современной Турции и Греции. Его путь по торговым маршрутам империи со столицей в Риме можно проследить благодаря посланиям, сохранившимся в Новом Завете.

И в конце концов, будучи пленником императора, Павел прибыл в Рим. Известно, что на Аппиевой дороге он встретился со своими друзьями, прямо за городом, где он провел годы под домашним арестом до тех пор, пока не был убит римскими властями.

По иронии судьбы жестокость Рима превратила город в центральный оплот христианства. Теперь, подобно Иерусалиму, Рим мог бы претендовать на часть истории христианства. С самого начала христиан тянуло сюда, к подземным катакомбам Святого Себастьяна, где от властей было спрятано тело Апостола Павла.

Но их также привлекала могила другого мученика — Симона (позже названного Петром) — одного из 12 первых учеников Иисуса. Петр и Павел в равной степени изображались с почтением на этих настенных рисунках, датируемых третьим веком. На этом этапе не было и намека, что один из них станет единственным духовным лидером церкви, Римская империя — христианской, а Рим — центром всемирной христианской церкви. Так что же случилось на земле или на небесах?

Первое, что видели многие христиане, прибывшие в Рим, был театр. Порт Остия, приблизительно в 12 милях к юго-западу от города. Первыми христианами на западе были греческие проповедники, путешествующие торговцы или рабы, которые прибывали со всех торговых портов Средиземноморья в порт Остия приблизительно в 12 милях к юго-западу от Рима. Эти христиане тайно собирались вместе, чтобы поделиться мыслями, которые спустя 2000 лет завладеют умами миллионов. Дверь в вечную жизнь открыта каждому, кто поверит в Иисуса Христа, сына бога.

И стержнем их новой веры был ритуал, символизирующий бескорыстную любовь, — разделение трапезы. Христиане до сих пор преломляют хлеб и пьют вино в знак благодарности Иисусу Христу.

Христианство начало просачиваться в римское общество с самых низов. Начали открыто появляться первые храмы. К 251 году церковь в Риме насчитывала 46 священников, 7 диаконов, 52 экзорцистов (изгоняющих бесов), чтецов и привратников.

Консервативные римляне замечали перемены. Кресты появлялись на стенах и полах – им не нравилось такое оскорбление богов. Языческие боги могли разгневаться. Распространялись слухи, что христиане пьют кровь во время своих обрядов — по крайней мере, сами христиане так говорили. Сплетни нарастали — поговаривали, что христианские праздники любви на самом деле были кровосмесительными оргиями. И хотя христиане были миролюбивой сектой, их отказ восхвалять императора расценивался как предательство.

Христиан сделали козлами отпущения, виновными во множестве проблем, с которыми столкнулась Римская империя. Экономический кризис... Социальный раскол... Гражданская война... Это спровоцировало жестокие преследования христиан по всей империи.

Во время Великого гонения в конце III столетия были разрушены церкви и всех христиан насильственно принуждали приносить жертвы языческим богам. Тех, кто отказывался, зверски убивали в театре Остии.

Никогда прежде не случалось ничего подобного. Римская империя хладнокровно расправлялась с христианами, так же, как и два с половиной столетия до этого убила Христа. Вы можете недоумевать, как в таком случае Рим смог стать мировым центром христианства?

Но судьбе христиан было суждено круто измениться. Один император принял кардинальное решение, которое превратило христианство из религии бедных и угнетенных в религию богатых и влиятельных.

В начале IV столетия в Римской империи развернулась борьба за императорский трон. Во время политического противостояния один военачальник и безжалостный политик принял решение, которое изменило историю христианства. Именно поэтому христиане называют его Константином Великим.

Он принял решение стать христианином. По причинам, известным лишь ему одному, Константин пришел к убеждению, что именно христианский бог помог ему пробиться к власти. Это был бог, чьи последователи все еще преследовались его политическими противниками. И эту ситуацию следовало как-то исправить.

Когда Константин получил верховную власть над всеми римскими землями, как на востоке, так и на западе, он приступил к созданию своей христианской империи. Для защиты восточной части империи он перенес ее столицу в небольшой греческий город на побережье пролива Босфор, который назвал в свою честь — Константинополь. Но у него также были планы касательно Рима — покончить с его языческим прошлым и превратить христианство в государственную религию.

Константин был главным жертвователем на строительство церкви Св. Мартина на Горе. Это место вряд ли отмечено на туристической карте, но, тем не менее, представляет собой кое-что весьма особенное. Отблеск того истинного размаха, с которым Константин представлял себе христианский Рим, эдакий новый Иерусалим с церквями, затмевающими древние имперские здания римской эпохи.

Здесь находится изображение церкви, которая стала одной из самых известных в христианской истории — Базилика (Собор) Святого Петра. Это одно из немногих обзорных изображений того, как Собор Святого Петра выглядел когда-то внутри. В двух словах – он огромен.

Посвящение такого величественного здания Святому Петру наводит мысли на историческую загадку католического Рима, которая так никогда и не была полностью разгадана. Почему Павел не был удостоен подобного почтения?

Один из ответов лежит внутри самого Собора Святого Петра, построенного над гробницей и возможным захоронением «правой руки» Иисуса, Симона Петра. Это Иисус дал Симону прозвище Петр что значит по-гречески «камень». В трех Евангелиях Иисус говорит, что «на этом камне он построит свою церковь». И поэтому, вполне возможно Константин остановил свой выбор на церкви Святого Петра в силу этих ключевых слов. Власть христианского Рима основана на каламбуре греческого языка (имя Петр означает «камень», слова Иисуса «построить церковь на камнях»).

Константин посодействовал почитанию Петра. Наряду с этим любопытно и весьма странно то, что он, похоже, не приложил никаких усилий для воздаяния Павлу сколь-нибудь значимых почестей. Тело Павла лежит «в соборе Святого Павла за городскими стенами». Само название говорит о многом.

Обычный турист может и не понять, что Павел, «апостол язычников», как-то связан с городом. Именно Павел воплощал радикальную идею обращения язычников в христианство, к чему консервативный Петр относился весьма скептически. Разве не Павлу в большей степени обязана своим существованием католическая церковь?

Если бы ситуация была обратной, как бы выглядела церковь сегодня? Если бы Павел был центральной фигурой... Даже если представить Павла ключевой фигурой — получается бессмыслица, ведь он – воплощение окраинного христианства. Поэтому ведущую позицию занял Петр. Он воплощал стабильность, стержень, основу, «камень». Возможно, церковь была бы менее централизованной.

Смелый вопрос — это хорошо или плохо? Конечно, важно иметь сильную вертикаль. Но и периферия не менее важна. Печальный итог, в результате...  Было бы хорошо, если бы папа уделил больше внимания посланиям Павла, это могло бы почти уравнять того с Петром.

Сейчас папское правление, несомненно, давит на верующих.  Современное папство старается убедить верующих в том, что «Рим знает лучше». Центр является тем, что имеет значение. Однако католической церкви потребовалось долгое время для создания такой системы. И нет гарантий, что это будет всегда.

Решающие шаги к централизации власти были сделаны 30 лет спустя после смерти Константина. Решение больше почитать Петра, а не Павла, было использовано сполна. Так был заложен фундамент для будущего папства. Во время папства папы Дамасия I епископ римский стал считаться прямым преемником Святого Петра.

Однако до папы Дамасия I ни один источник не упоминает, что Петр был епископом Рима. Список епископов Рима доходит приблизительно до 180 — это всего лишь список, связывающий Дамасия с апостолом, который знал Иисуса — Петром. Можно сказать, что Павел был теперь лишним за ненадобностью.

Как наследник Петра, епископ римский становился Его Святейшеством, Папой всех западных христиан.

 

Церковь всех слоев общества

Теперь Дамасий намеревался славить христианство, в чем так нуждалась религия целой империи. Он решил придать христианству блеск, достойный государственной религии. Он принес благую весть не только бедным и угнетенным, тем, кому проповедовал Иисус, но и римской знати.

И величественная комната прямо над катакомбами в церкви Святого Себастьяно прекрасно это иллюстрирует. Возможно, сейчас это помещение выглядит не так хорошо, но вот что интересно — строение возведено по личному приказу епископа Дамасия как роскошный мавзолей для аристократических членов его церковной общины в Риме.

Папа Дамасий также сочинял на латинском языке посвящения, возвеличивающие страдания христианских мучеников. В том, что он писал, было скорее больше элегантности, чем достоверных фактов.

Например, одно из посвящений, написанных Дамасием. В нем говорится о малоизвестном святом по имени Евтихий. «Eutychius martyr crudelia iussa tyranni. Carnificumque vias...» «Евтихий, мученик, презрел жестокие приказы тирана и традиции».

Но что действительно впечатляет, так это тиснение. Это лучшее, наиболее дорогостоящее тиснение, какое можно найти, подобно императорскому стилю. Это знак того, что церковь перестала быть «церковью нескольких греков-торговцев», а стала церковью всех слоев общества Рима.

Католическая церковь – больше не новичок. У нее появились друзья среди знати. Религия проникла в высшее общество. Но не нужно думать, что католицизм – это сплошная борьба за власть.

 

Августин Блаженный. Первородный грех

Все западные христиане вынуждены примириться с одним из наследий того времени, даже если они с ним не согласны. Речь идет о грехопадении Адама и Евы. Эту тему поднял Августин Блаженный из Северной Африки, отец европейской теологии.

В юности Августин был повесой, а также талантливым и перспективным ученым. Но жизнь покатилась под откос. И однажды в садах Милана он заново обрел смысл жизни. Он услышал детский голос, который по латыни произнес: «Возьми и прочти». Августин прочел наугад отрывок из послания к римлянам Павла. Оно напомнило ему о собственных грехах и о том, что спасение – в праведной жизни. Августин считал источником греха ослушание Адамом и Евой воли Божьей.

В результате чего в римском католичестве появилось понятие, сомнительное для некоторых христиан – первородный грех. Августин считал, что все люди унаследовали первородный грех от Адама и Евы, и что плотские желания свойственны физическому телу, а не душе. Именно через половой акт грех передается следующему поколению.

Значит, мы так переполнены грехом, что не сможем избежать ада, и только Божья милость может избавить нас от него. Только Богу дано решать, кого вознести на небеса, а кого оставить в аду. Наше мнение не считается, ведь все мы грешники.

Идея предопределенности свойственна западным христианам. Как и отношение Августина к сексу как к чему-то постыдному. Потому, возможно, современный запад так одержим сексом как символом успешной жизни именно потому, что римские католики так долго видели в нем источник человеческой греховности.

 

Католики избирают собственный путь

Скромное прошлое христианской церкви позабыто. Казалось, наступил Золотой Век. Но это оказалось миражом.

В V веке варвары вторглись в западную часть империи. В 410 году они захватили Рим. В этот момент западная церковь вполне могла бы исчезнуть, оставшись лишь строчкой в истории Европы.

Равенна, северная Италия. Период, когда церковь осталась без поддержки Рима, называют Темными веками, ведь якобы настал конец цивилизованной жизни. Но это не так. С падением империи церковь не исчезла, но оказалась на распутье. Перед ней стоял выбор.

Базилика Сан Витале. Она знаменует собой одно из возможных будущих — взгляд на Восток на Византию, выжившую половину Римской империи и половину императорской церкви.

Церковь Сан Витале была построена императором Восточной империи Юстинианом, у которого были амбиции восстановить власть над бывшими территориями Римской империи. Равенна была одним из его завоеваний, а церковь Сан Витале — часть его наследия. В конечном счете, его ветвь христианства станет православием и распространится на Балканах и в России.

Но у западной церкви был еще один вариант, более радикальный. Она могла пойти на сотрудничество с новой властью варваров. С франками в Галлии, вестготами в Испании, вандалами в Африканских провинциях, остготами в северной Италии. Вопреки расхожему мнению, эти люди не были дикарями. Большинство из них уже были христианами, но не католическими.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, также в Равенне. Она была построена Теодорихом, королем остгоров. Проблема в том, что с точки зрения католической церкви его христианские взгляды были еретическими. Он был последователем Ария, который считал, что Иисус Христос не имел божественного происхождения и не был бессмертным, подобно всевышнему.

Прелесть этого места не только в арианской архитектуре церкви. Здесь мы видим арианские картины, мозаики. Видим жизнь Христа, его чудеса, например, огромный улов рыбы. На одной стене нечто необычное: Христос изображен молодым. Здесь он без бороды. Если обратим взор на другую сторону, на более позднюю сцену из жизни Христа, например, предательство в Гефсиманском саду, то здесь он уже с бородой! Итак, арианский Христос — как и мы, он взрослеет. Как человек…

С кем же заключить союз католической церкви? С Византией или с арианами? Это решение навсегда предопределило границы христианского мира. Католики избрали свой собственный путь с папой во главе. В конечном счете именно католическая церковь останется невредимой, а арианство канет в лету.

Необычный случай: католики подвергли цензуре мозаику с изображением дворца, где изображена резиденция короля арианов Теодориха: его самого там нет. Вместо него — золотая мозаика. С обеих сторон должны находиться его царедворцы, но вместо них — лишь занавески. Однако работа слишком грубая, на колоннах видны руки.

Как же западная церковь выживала самостоятельно?

Решения, принятые хитрым папой Дамасием, начали приносить плоды,  церковь все еще имела влиятельных союзников.

Латинская церковь выжила благодаря людям, отчаянно цеплявшимся за остатки императорской власти — римской аристократии. Когда-то они управляли империей, теперь же они решили управлять церковью. Римская аристократия подалась в епископы, чтобы сохранить свой привычный мир.

И когда империя рухнула, в церкви началось безвластие.

Однако Западная церковь сохранилась. Она адаптировалась. Четырьмя столетиями ранее христианство было в оппозиции к правящей власти. Теперь христианство получило власть. Неудивительно, римские епископы стремились к расширению. Рим превратился в столицу христианской империи разума в Европе. Разве такого добьешься с помощью армии?

Носители арианства принесли свое собственное христианство на запад вплоть до границ с Испанией. Риму предстояло их превзойти. Папа послал миссию за пределы территории ариан, в бывшую римскую колонию Британию.

 

Христианство в Британии

В 597 году группа из сорока римских монахов и священников прибыла в Кент. Она была отправлена папой Григорием I, монахом и одним из тех римских аристократов, которые взяли церковную власть в свои руки. Поговаривали, что его мать, Сильвия, отправляла ему каждодневную монастырскую трапезу в серебряной посуде. Менее всего Григорию подходил образ шута из высшего общества, который только играл в монашество. Он был первым Папой, инициировавшим отправку миссии к границам бывшей империи.

Возглавил миссию монах, который состоял в одном с Григорием монастыре в Риме, звали его Августин. Августину часто в заслуги приписывают то, что он принес христианство в Англию. В действительности же это не совсем так.

В Британии были христиане еще с тех времен, когда острова были римской провинцией. Но на протяжении двух столетий власть здесь принадлежала нехристианам — англосаксонским завоевателям, пришедшим с материковой Европы.

За всего лишь восемь лет жизни, оставшихся ему, Августин заложил основательный фундамент для создания Англосаксонской церкви, которая, что являлось исключением в Европе, была всецело предана Риму. Место его власти, Кентерберийский собор, был окрещен церковью Христа, как и папский собор в Риме. Именно Папа назначил Августина первым архиепископом Кентерберийским. В довершении ко всему, Папа Григорий облачил Августина в специальные литургические одеяния — паллий (белая наплечная накидка, часть облачения Папы Римского и архиепископов), и это было символом того, что власть архиепископу Кентерберийскому ниспослана Римом.

Не стоит забывать, что англиканская церковь была под римской юрисдикцией девять столетий — значительно дольше, чем она была протестантской. В конце концов церковь Англии отделилась от римско-католической во времена Реформации XVI века. Но одна маленькая деталь осталась незамеченной.

Странным образом герб архиепископа Кентерберийского до сих пор включает в себя Y-образный паллий. Небольшой геральдический символ, который протестантская Реформация в Англии или просто не заметила, или решила проигнорировать.

На момент смерти Августина в Англии была открыта дюжина монастырей. Столетие спустя их насчитывалось уже не менее двухсот.

 

Таинство исповеди

Но отдаленность Британских островов внесла свою лепту. Они сформировали один из характерных обрядов христианской церкви — исповедь.

Среди вод Атлантического океана в VI веке на острове Странствующий Майкл обосновались монахи — кельтские христиане. Они создали новую практику, призванную помочь справиться с чувством вины и последствиями того, что христиане называли грехом. Они придумали «тарифные справочники» — руководство по наказанию за грех. Основной принцип состоит в назначении вида наказания, искупления за определенный грех. Вы могли составить из них список, а дальше это уже работа священнослужителей. Кто бы устоял от такой возможности погашения своих грехов по тарифу? И это стало началом индивидуальной исповеди священнику. Это очень могущественная вещь — предлагать кому-либо прощение.

Исповеди по-прежнему оставались очень ценными для католиков, но и также служили огромным источником конфликтов и раздражения в западной церкви. Все потому, что прощение — дело очень личное. Итак, мешает или помогает приблизиться к Богу?

Исповеди плохо сочетаются с идеей Августина Блаженного о греховности человека. Разве поиск прощения не означает манипулирование Богом?

Столкновения между этими двумя взглядами хитро утаивалось церковью от католических верующих. В XVI веке в период Реформации это было первопричиной раскола западной церкви.

Удивительный пример инициативности кельтских монахов. Один крохотный островок в Европе оказал такое влияние на всю церковь. Западная церковь не исчезла во время Темных веков, она выжила и даже распространила свое учение за пределы Рима.

 

Папы и монархи

Но католицизм по-прежнему был уязвим. Без императора церковь оказалась во власти королей и аристократии, которые часто были ненамного лучше, чем бандиты. К тому же на Востоке приобретал влияние новый религиозный соперник — ислам.

В конце VIII столетия ислам уверенно продвигался на запад, и папа Лев III вернулся на 400 лет назад и снова сделал западное христианство религией империи. Как и Константина I, нового императора Карла также прозвали «Великим». Карл Великий.

Ахен, старинный город с минеральными источниками в юго-западной части Германии, когда-то был домом Карла Великого, самого могущественного влиятельного человека Западной Европы в VIII столетии. Человека с сильным желанием оставить след в истории.

Карл Великий любил понежиться в горячих бассейнах Ахена, воображая себя римлянином в тамошних термах. Хотя в действительности, по своему происхождению, он был варваром из племени франков. Они были одним из народов, которые пронеслись по Западной Европе и разрушили основы Римской империи. Но франки отличались от других варваров. Они больше склонялись к католичеству, нежели к арианской версии христианства.

Империя Карла Великого простиралась от Пиренеев до центра современной Германии. Но его амбициями было воссоединение прежней Римской империи, Запада и Востока — в христианскую Римскую империю. Его главным приоритетом была защита католической церкви. В свою очередь, Папа Лев III присвоил ему титул императора Западной империи в канун Рождества 800-го года в Соборе Святого Петра в Риме.

Преемники Карла Великого провозгласили себя священными римскими императорами. Многие из них были коронованы на троне в кафедральном соборе имени Карла Великого в Ахене. Ни один папа до этого не короновал монархов. Означает ли это, что церковь была могущественнее императора?

Последующие несколько столетий папы и императоры оспаривали право символизировать христианский Рим и право обладать верховной властью над соперником.

Никогда не существовало однозначного ответа. Но, по крайней мере, император и папа римский имели общее видение — сделать империю римско-католической. И это дало западному христианству новую уверенность в себе.

 

Обет безбрачия, вечное блаженство и Чистилище. Индустрия загробных услуг

Двести лет спустя в 1054 году западная церковь окончательно отойдет от церкви Константинополя, образовав две разные ветки: католицизм и православие.

Раскол не только не повредил западной церкви, но даже подтолкнул нового амбициозного папу Григория VII на радикальные перемены. Многое изменилось в римско-католической церкви с тех времен, но до сих пор слышны отголоски реформы Григория тысячелетней давности. Главным в католицизме стал центр. Централизованный контроль — вот что выделяет его среди других религий. Церковь ожидала покорности от верующих.

Но в средние века не все принимали это как должное. Обращая Европу в христианство, миссионеры начинали со знати, зная, что остальные присоединятся сами. Но у церкви были значительно большие амбиции. Григорий стремился распоряжаться судьбой каждой живой души в Европе.

И на пути достижения этой цели папство первой своей мишенью выбрало духовенство. Григорий внес изменения, которые преобразили имидж католического священника. До этого большинству священников, кроме монахов, разрешалось жениться, но Григорий заставил всех церковников давать обет безбрачия. Все потому, что он хотел добиться от духовенства максимально возможной дисциплины и верности. Женатых церковников это обеспокоило, ведь они надеялись создавать династии и передавать по наследству церковные земли.

Теперь в каждом населенном пункте у церкви были свои представители, которые контролировали каждый аспект жизни прихожан. В результате на западе возникла единое католическое общество, объединенное латынью с фундаментом из сложной религиозной бюрократии. Она не только во многом походила на былую Римскую империю, но и затмевала её. А все для чего? Не иначе, как сделать все общество праведным.

Тем временем папа римский зашел еще дальше: он сообщил миру о том, кем является и кем хотел бы стать — вселенским главой над всеми земными правителями.

В «Диктате» папы содержится 27 довольно прямолинейных заявлений о папской власти. Ни один Папа до этого подобного не заявлял.

Там нет слова «непогрешимый», оно появится лишь в 19-м веке, но в «Диктате» ясно сказано, что каждый папа автоматически становится святым по милости Святого Петра.

Многие католики на протяжении веков не считали каждого папу святым во плоти. Да и преемники Григория относились к этому заявлению с осторожностью. Но ни одни не сказал, что Григорий был не прав. Этот абсолютизм позже даст протестантам еще одну причину отделиться от римско-католической церкви.

Но церковь не только жадно боролась за власть. Она также кое-что обещала верующим. И не какую-нибудь мелочь, а вечное блаженство.

На протяжении тысячи лет христианская картина загробной жизни оставалась простой. После смерти человек попадал или в рай, или в ад. Но теперь западная церковь вернулась к забытой древней идее. Чистилище — место очищения от не искупленных при жизни грехов. Где души усопших пылают в огне. Отличие от ада состоит в том, что пребывание в чистилище не вечно. И выход из чистилища только один — в рай.

Это было сделано в основном для тех, кто в земной жизни чувствовал себя обычным — не очень хорошим, не очень плохим, но, конечно, не достаточно хороший, чтобы попасть прямо на небеса. Это очень утешающая доктрина. По сути, она дала людям понимание того, что находясь на это земле, они могут сделать что-либо для своего спасения. Они могут молиться или хорошо работать, чтобы сократить время пребывания в чистилище.

Веру в загробную жизнь западная церковь превратила в некую индустрию — индустрию загробных услуг под названием «Чистилище», огромный конвейер молитв и ритуальных церемоний. Это одна из самых успешных идей в истории христианства. Она удовлетворяла миллионы людей в течение многих столетий подряд.

К концу XI столетия в европейском обществе католическая церковь являлась самым влиятельным институтом. Европейская монархия с идеальной организацией. Она обещала людям порядок в земной жизни и спасение после смерти. Это больше, чем старые римские императоры могли когда-либо предложить.

Но реальность такова, что половина  якобы христиан исповедовала на самом деле иную религию. Исламские завоеватели контролировали Северную Африку, Испанию, Сицилию и большую часть Западной Азии. Они даже захватили священный город Иерусалим.

 

«Священные войны»

Итак, в 1095 году с большой помпой католическая церковь приготовилась к честолюбивой военной кампании — первому крестовому походу. Были времена, когда христианские лидеры предостерегали христиан от войн. Теперь же жестокость совершалась во имя Бога. Так появилось понятие «священной войны».

Крестовые походы — это позор христианства. Стремясь отвоевать Святую землю, они сеяли горе и разрушение. Идеализм, а также христианская любовь превратились в насилие и высокомерие.

В церкви Темпл в Лондоне можно увидеть неоднозначное наследие тех походов. Существует мнение, что эта церковь построена по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме, но за ней скрывается постыдная правда. Это копия одного из самых известных мусульманских зданий в мире.

Оно было построено тамплиерами, религиозно-рыцарским орденом, основанным в период крестовых походов для защиты паломников, посещавших Святую землю. Они захватили Храмовую гору в Иерусалиме и сделали своей резиденцией, отсюда и название — тамплиеры (temple — храм, Knight Templar — тамплиер или храмовник). По всей Европе тамплиеры строили такие округлые церкви по образу и подобию, как они считали, Иерусалимского храма. Удивительно, что они не заметили, что в действительности это было мусульманское архитектурное строение — Куббат ас-Сахра (Кубок Скалы) на Храмовой горе.

Эта церковь была английской резиденцией тамплиеров. Быть похороненным в этой церкви приравнивалось к захоронению в Иерусалиме. Тамплиеры изображены здесь в возрасте лет тридцати, в возрасте смерти Христа и возрасте, в котором мертвые воскреснут при его втором пришествии. Такие люди рвались с бой. Крестовые походы стали еще одним способом очищения от грехов — подобно Чистилищу, но в этот раз через свои действия при жизни. Так родилась новая доктрина католической церкви.

Крестовые походы «презентовались» аристократам и простолюдинам как еще один путь заслужить спасение души. Участие в крестовом походе искупало любые грехи. Это положило начало новому источник дохода западной церкви, помимо очищения — индульгенции.

Индульгенции освобождали душу от Чистилища. Позже они стали таким же обычным делом, как лотерейные билеты. В конце концов, человек просто покупал индульгенцию.

Даже сегодня у идеи крестовых походов есть свои защитники. Но несомненно, что тот период был одной из самых мрачных страниц в истории католицизма. Однако существует, по крайней мере, один положительный и весьма важный результат от крестовых походов: они оставили богатое наследие.

Благодаря крестовым походам ислам дал нам университеты. И Оксфордский университет был одним из первых. Академические головные уборы и мантии, профессорские должности, лекции, ученые степени изобрели не в Европе. Это все было в точности скопировано со средневековых исламских высших школ Средневековья для того, чтобы справиться с потоком новой информации с Ближнего Востока.

Крестовые походы стали переломным моментом в истории западной церкви на «до» и «после». За тысячу лет небольшая, всячески преследуемая иудейская секта изгоев достигла беспрецедентной и, откровенно говоря, невероятной власти. Ничто не предвещало возвышения римского папства.

 

Инквизиция

Но что было более предсказуемым, так это мятеж против идеи папской монархии. Инакомыслие сильно вредило церкви. Это привело к большему количеству новшеств, некоторые из которых трудны для современных христиан, чтобы понять и даже простить.

Во время Вселенского собора 1215 года (XII по счёту католической церкви) папа Иннокентий III для укрепления преданности верующих утвердил четкие правила, разъясняющие, что значит быть католиком. Исповедь и причастие хотя бы раз в год. Указания также касались проведения мессы (богослужения). Хлеб и вино чудесным образом превратились в плоть и кровь Христа. Специально для философов нашлось и объяснение этого чуда — пресуществление. Это длинное слово взято не из Библии, а из трудов Аристотеля, который жил задолго до Иисуса Христа.

Отказ принять то, что во время мессы совершалось чудо, мог повлечь за собой неприятности. Влекла за собой неприятности и прочая религиозная активность, которая ослабляла власть папы, как, например, катары (католическое движение), которые всецело отвергали Святое причастие.

Духовенство не возражало против религиозного фанатизма как такового, но предпочитало его контролировать. Они начинали волноваться, когда этот пыл выходил у них из-под контроля. Тогда они моментально вешали ярлык ереси и карали инакомыслящих.

Папа Иннокентий III создал карательную структуру для борьбы с ересью — инквизицию. В действительности британцам не довелось испытать ее действий на собственной шкуре.

Современному западному мышлению трудно понять ход мыслей инквизитора. Но нам нужно помнить, что все они были духовенством и смотрели на то, что творили, через призму пастырской роли священника, делающего общество лучше.

Как оказалось, между идеализмом и садизмом такая тонкая грань. Суд инквизиции почти не отличался от других средневековых судов. Пытки применялись для получения признания. Подследственный не имел права на помощь адвоката. Наказания ранжировались от ношения креста для покаяния... до совершения паломничества... лишения свободы... и даже смерти на костре.

Один из способов борьбы с ересью — наказывать еретиков. Другой путь — измениться самой церкви. Заново открыть для себя такие основополагающие ценности, как скромность, смирение, сострадание. То, о чем проповедовал Иисус Христос.

 

Франциск Ассизский. Новый взгляд на Христа и Марию

На протяжении XII столетия церкви угрожали новые религиозные движения и святые странники. Вместо того, чтобы всех их передать в руки инквизиции, Папа Иннокентий пошел на огромный риск. Он утвердил их в лоне церкви. Он надеялся вернуть то, что утратила Западная церковь.

Одним из самых известных святых был Франциск Ассизский. Кто не слышал о Франциске? И его трудно не любить — обаятельный святой увековечен в историях, пересказываемых поколениям детей. Он разговаривал с животными! Его можно было принять за сумасшедшего. Он оставил свое имущество и провозглашал христианское послание птицам на кладбище и вверг церковников в панику, утверждая, что Христос был нищим без какого-либо имущества. Он мог быть сожжен на костре как еретик, как многие другие.

Но к счастью для него, несмотря на свое патологическое инакомыслие, Франциск был глубоко предан церкви. Он хотел, чтобы люди увидели обыкновенность, человечность Христа и могли любить и почитать его наравне с Богом. И он сумел сделать католическую церковь более открытой для прихожан.

Именно Франциску принадлежит идея делать вертеп на Рождество, в церкви. В самый первый раз он даже привёл живого быка и осла. Он хотел напомнить нам о простых основах христианской веры — бог стал человеком не во дворце, а в хлеву.

Это был новый, более личный волнующий взгляд на Христа, на его мать, Марию, которая страдала, как любая мать, когда ее сын умирал преждевременно и несправедливо.

Таким образом, католическая церковь отнеслась к Франциску благосклонно. Церковь одобряла создание новых монашеских нищенствующих орденов, живущих его идеями. Но ничего не изменила в своем стремлении к богатству и власти. Франциск так и не увидел роскошную церковь на месте скромной часовни, с которой началась его миссия.

 

Западная церковь на пороге Реформации

К концу XIII столетия западная латинская церковь создала все необходимые структуры, чтобы во всеоружии встретить эпоху Реформации. Монахи и монахини возносили свои молитвы небесам в повсеместно распространенных молитвенных домах. Тысячи церковных приходов создали огромную паутину епархий и архиепархий по всей Европе. Миллионы католиков питали чувства неизменной преданности к папе римскому.

Несомненно, бывали и смутные времена, но к XV столетию папство являло собой образ могущества, состоятельности и уверенности в завтрашнем дне. Настолько, что вложило силы в реконструкцию Собора Святого Петра, построенного Константином, сделав Собор самым грандиозным зданием христианского мира.

Но за 120 лет, которые потребовались для завершения работы, вереницы сменяющихся пап и архитекторов, мир изменился. К тому времени, когда новый Собор был освящен в 1626 году, христианство было потрясено новым протестным движением, которое почти смело папство.

В каждую эпоху истории христианства, даже когда церковь была полна силы и уверенности, находились неугомонные люди, которые заявляли, что можно добиться большего. Постоянный поиск истины, пересмотр христианских основ, которые в итоге и привели к Реформации XVI века. Реформация вызвала самый серьезный раскол римско-католической церкви.

Но сначала нужно вспомнить о более древнем расколе, когда римская и греческая части Римской империи отделились друг от друга. Так что в следующий раз мы отправимся на Восток, чтобы познакомиться с православными церквями.

Продолжение: «История христианства. Православие».


 

Комментарии:

наверх